Нарушения речи могут быть как самостоятельным нарушением, так и следствием других нарушений (нарушения слуха, аутизма, интеллектуальных нарушений и пр.)
Среди непосредственно речевых нарушений выделяют нарушение звукопроизносительной системы (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие), системное недоразвитие речи (общее недоразвитие речи) и нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание).

Фонетическое недоразвитие (ФН) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) считаются относительно легкими, частичными нарушениями речи. С такими детьми логопед начинает заниматься как правило с 4.5-5 лет, т.к. до этого времени неправильное произношение некоторых звуков допустимо в силу возраста. Исправление нарушения занимает в большинстве случаев от 2-4 месяцев до года, в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и причины, вызвавшей нарушение речи. 

Термин "общее недоразвитие речи" (ОНР) в последнее время стал заменяться на "тяжелое нарушение речи" (ТНР), что на мой взгляд неверно, так как к ТНР относятся и другие нарушения речи, в частности, заикание, ринолалия, дизартрия. При ОНР речь нарушена системно, т.е. страдают все компоненты языка: лексика, грамматика, связная речь, слоговая структура, произношение и различение звуков. У таких детей также часто отмечается нарушение моторики, внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы. Коррекционная работа в таких случаях должна начинаться как можно раньше и вестись комплексно психологом,  логопедом и психоневрологом. Длительность коррекции может быть от 2-3 лет и больше. Дети с таким нарушением обучаются по адаптированной программе для детей с ТНР, которая позволяет этим детям получить  знания и навыки в доступной для них форме и с учетом  их особенностей развития.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.