Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее актуальных и перспективных направлений в коррекции речевого недоразвития. ИКТ призваны стать дополнительным инструментом в арсенале коррекционного педагога, позволяющим добиться большей эффективности коррекционного процесса за счет интерактивности, повышения интереса и привлекательности занятия для ребенка. Способность специальных компьютерных программ оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность коррекционной работы отмечалась как отечественными (О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Л.Р. Лизунова, Г.Г. Садыкова и др.), так и зарубежными авторами (K. Vicsi, P. Roach, M. Danubianu, I. Tobolcea и др.). 

О.И. Кукушкина отмечает, что применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями развития способно повысить мотивацию детей к трудным для них видам деятельности, увеличить долю продуктивных видов деятельности в образовательном процессе, сократить сроки формирования навыков. Возможности компьютерных технологий обусловили разработку целого ряда специализированных компьютерных программ. Первой такой программой, направленной на коррекцию произносительных навыков у детей с нарушениями слуха и речи, в нашей стране стала русифицированная версия программы «Видимая речь». В ней впервые был реализован новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи с использованием понятных и информативных графических образов с элементами мультипликации. Появившаяся следом отечественная разработка - логопедический тренажер «Дэльфа» - представляет собой компьютерную приставку, предназначенную для коррекции устной и письменной речи детей с различной речевой патологией. Он позволяет осуществлять коррекцию фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, коррекцию нарушений слоговой структуры слова, работу над связной речью, формирование и развитие письменной речи. 

Наряду с неоспоримыми достоинствами компьютерного тренажера, необходимо отметить и ряд особенностей, существенно осложняющих его использование. Программа полностью совместима только с операционной системой Windows 98, для других версий требуется внести определенные изменения в файл запуска autoexec.ini. По этой причине процедура настройки, при ее относительной простоте, оказывается невыполнимой для большинства пользователей, на которых рассчитана данная программа. Решение проблем совместимости программы с различными операционными системами логичнее было бы адресовать ее разработчикам. Другим серьезным препятствием для использования этой программы является подключение блока обработки сигнала через СОМ-порт. На современных компьютерах такой разъем часто отсутствует, вместо него используется более распространенный USB. Еще одним программным продуктом, использующим визуализацию некоторых компонентов речи, является компьютерный комплекс «Речевой калейдоскоп», разработанный кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Он рассчитан на детей и взрослых, имеющих различные нарушения речи, слабослышащих и глухих. Условно в программе можно выделить 4 группы упражнений: для работы над дыханием и голосом; для работы над звуками речи; для работы над произношением в целом; для развития слухового восприятия и слухового контроля собственной речи. В настоящее время также используются тренажеры «Учимся говорить» (С-Петербург), «Визуальный тренажер произношения» (Минск). Другим направлением развития специализированного программного обеспечения стали программы, не использующие визуализации компонентов речи. Среди этих программ созданные в 90-е годы «Мир за твоим окном», цикл программ «Картина мира», «Состав слова» и др. разработки Института коррекционной педагогики РАО. 

Кроме специализированных программ в коррекционной работе нашли применение готовые офисные программы, в частности текстовый редактор Microsoft Word. Несмотря на то, что специализированные компьютерные программы для коррекции речевых нарушений разрабатываются в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века, говорить о их реальном внедрении в дошкольное специальное образование становится возможным лишь с середины 2000-х годов из-за крайне малого числа компьютеров в детских садах до этого времени. Последние 5-6 лет во многих детских садах обеспечение компьютерами улучшилось настолько, что стало возможным оборудовать ими кабинеты логопедов. Улучшение материальной базы стало одной из причин увеличения интереса к разработке специализированных компьютерных программ. За это время были созданы компьютерные программы для коррекции нарушений речи у дошкольников «Игры для Тигры» (Лизунова Л.Р., 2004), «Мир звуков и слов» (Попова Е.Ф., 2008) и некоторые другие. Следует отметить, что разработка специализированных компьютерных программ – сложный и дорогостоящий процесс. В нем, как правило, должен быть задействован целый коллектив авторов: коррекционные педагоги, художники, программисты, другие специалисты. Сама задача коррекции устной речи чрезвычайно объемна и многообразна, следовательно, компьютерная программа, претендующая на то, чтобы охватывать коррекцию всех сторон речи должна иметь очень сложный, объемный алгоритм и высокий уровень программной реализации. Процесс написания и отладки такой программы может занять значительное время (несколько лет), но на этом задачи разработчиков не заканчиваются. Любая программа подобного класса требует сопровождения, которое должно заключаться в обновлении программы, в частности, при появлении новых версий операционных систем, доработки при обнаружении ошибок или по индивидуальным требованиям потребителей, консультировании и обучении пользователей. Однако далеко не все создатели учитывают проблему «устаревания» программ с течением времени. Оправданная в 90-е годы сознательная ориентация некоторых разработчиков специализированных компьютерных программ на старое оборудование и программное обеспечение, имевшееся в то время в образовательных учреждениях, стала препятствием для использования этих программ в условиях, когда в учреждения стали поступать новые компьютеры. Помимо этого наметилась тенденция установки в общеобразовательных учреждениях свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе операционных систем. В ряде регионов около четверти компьютеров оборудованы таким ПО. Пока не ясно будет ли оно совместимо с имеющимися специализированными компьютерными программами. Кроме того ряд программ, созданных еще в начале 90-х годов, не удовлетворяют не только техническим, но и эстетическим требованиям. Используемая в них графика уже не вызывает интереса у современных детей, которых теперь трудно удивить компьютерными играми 25 Несмотря на двадцатилетнюю историю развития специализированных компьютерных средств обучения процесс внедрения компьютерных технологий в логопедическую практику дошкольных учреждений развивается медленно. Основными причинами этого являются недостаточная техническая оснащенность дошкольных учреждений, низкий уровень владения компьютерной техникой большинства педагогов, а также недостаточный уровень разработки специализированного программного обеспечения. На сегодняшний день количество программ, направленных на коррекцию нарушений речи у дошкольников мало. Имеющиеся же недоступны большинству практикующих логопедов либо из-за высокой стоимости (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей), либо из-за того, что они не вышли за формат опытного образца. По всей видимости эта ситуация сохранится и в ближайшие годы. Согласно опросу, проведенному автором среди 56 учителей- логопедов, работающих в детских садах г. Москвы, 36% из них имеют компьютер на своем рабочем месте. Специализированные программы при этом имеют 11 % респондентов, из них «Мир за твоим окном» - 6%, «Игры для Тигры» - 4%, «Дэльфа» - 4% (некоторые респонденты имели по две перечисленные программы). Целесообразным применение компьютерных программ на логопедических занятиях считают 75% логопедов. Основными ожидаемыми эффектами от использования компьютера они считают повышение мотивации и интереса детей к занятиям, уменьшение затрат времени на коррекционную работу. С определенной уверенностью можно сказать, что именно отсутствие доступных специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений речи у детей дошкольного возраста, является основной причиной низкого уровня компьютеризации этой области образования. 

Таким образом, на данный момент сложился ряд противоречий между уровнем развития компьютерной техники и недостаточной разработкой специализированных компьютерных программ, между доказанной целесообразностью использования специализированных компьютерных программ и реальным уровнем их применения в логопедической практике. Подобная ситуация подталкивает педагогов к поиску других возможностей применения компьютера в коррекционной работе. Самым простым решением является использование «массовых» развивающих компьютерных игр. Они доступны, имеют, как правило, красочную графику и удобный интерфейс. Примерно 10% респондентов используют такие игры в основном для обучения грамоте и развития внимания, памяти и мышления. Однако, в отношении «массовых» компьютерных игр надо согласиться с О.И. Кукушкиной, в том, что они построены без учета специфических особенностей развития детей с нарушениями развития [5: 145]. По этой причине использование этих программ в коррекционной работе проблематично. Последние годы появляются отдельные публикации, посвященные использованию компьютерных презентаций на логопедических занятиях в школе и детском саду. 

Программа Microsoft PowerPoint позволяет создавать мультимедийный продукт, т.е. осуществлять полисенсорное воздействие с задействованием как зрительного канала (текст, фото, видео, анимацию), так и слухового (аудио записи). Использование гиперссылок и кнопок перехода позволяет реализовывать достаточно сложные нелинейные алгоритмы. Презентации не являются противопоставлением специализированным компьютерным играм. На данном этапе развития информационных технологий в специальном образовании их можно рассматривать как одно из направлений применения компьютерной техники, имеющее как плюсы, так и минусы. Презентации несколько проигрывают компьютерным играм в зрелищности и некоторых технических возможностях. Между тем, наряду с недостатками, презентации обладают и рядом преимуществ. При выборе программы MS PowerPoint определяющим является ее доступность, т.к. программа является частью офисных программ, установленных на большинстве компьютеров, а, при отсутствии, заменяется свободно распространяемым аналогом Open Office. В компьютерной игре педагогу доступен ограниченный набор функций и упражнений, заложенных в программу разработчиком. При создании презентации разработчик может задать тот алгоритм и набор упражнений, который ему требуется. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний в области компьютерных технологий и навыков программирования, поэтому доступна педагогам. Применение презентаций на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что также важно, самому педагогу. Создание презентации требует значительно меньших временных затрат по сравнению с компьютерными программами, при необходимости в нее можно оперативно внести изменения. И, наконец, главное – педагог может самостоятельно создавать программные продукты, не дожидаясь, когда появится устраивающая его компьютерная программа. По сравнению с традиционными способами представления наглядности презентации дают возможность демонстрировать более реалистичные, красочные изображения, включать видеофрагменты, аудиозаписи, использовать анимацию, позволяют во много раз расширить иллюстративную базу, не занимающую при этом много места, значительно сократить затраты рабочего времени на поиск и подбор необходимой на занятиях наглядности. Чтобы использование презентации не заключалось в простом переносе картинок с доски на монитор компьютера, как это иногда происходит, необходимо уточнить требования к компьютерным презентациям, применяемым на логопедических занятиях в дошкольном учреждении. Прежде всего, необходимо определить область использования компьютерных презентаций. В соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями  не допускается занятие за одним компьютером более одного ребенка. Следовательно, применение компьютерных презентаций на подгрупповых и фронтальных занятиях, как воспитателя, так и учителя-логопеда возможно лишь при наличии специального оборудования (мультимедийного проектора, достаточно большого экрана и пр.) При отсутствии такого оборудования занятия проводятся только индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, длительность непрерывного занятия на компьютере не должна превышать 10- 15 минут, после занятия необходимо провести гимнастику для глаз. Хотя компьютер может использоваться на любых занятия, исходя из санитарных норм и технического оснащения дошкольных учреждений, наиболее вероятным представляется использование компьютерных презентаций на индивидуальных занятиях. Здесь его включение в образовательный процесс оправдано с целью повышения интереса ребенка к занятию, внесения новизны, интенсификации учебного процесса. Наиболее монотонной и трудоемкой работой на индивидуальных занятиях, как правило, является автоматизация звуков. Выработка правильного речевого стереотипа у детей с такими тяжелыми нарушениями речи как дизартрия и общее недоразвитие речи требует многократного повторения одного и того же лексического материала. В процессе автоматизации звуков ребенок раз за разом повторяет за логопедом определенный набор слов или фраз. Многие из этих слов ему незнакомы и эмоционально не затрагивают ребенка. В результате у ребенка быстро наступает утомление и пресыщение монотонной деятельностью, цель которой он не всегда понимает и считает значимой для себя. По мнению Л.И. Божович, даже в младшем школьном возрасте ребенку «еще недостаточно иметь в виду лишь далекий конечный результат своей деятельности». Ему нужны «частные ближайшие цели, непосредственно вытекающие из того, что он делает сейчас». Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Выполняя игровые упражнения на компьютере, ребенок видит результат своей деятельности: правильно произнесенное слово или предложение приводит к изменению изображения на экране. Компьютер позволяют ребенку ощутить ситуацию успешности, что особенно важно для тревожных, неуверенных детей, способствует преодолению коммуникативного барьера, возникающего между некоторыми детьми и педагогом, т.к. с одной стороны педагог предлагает интересную для ребенка деятельность, а с другой стороны, для выполнения некоторых заданий ребенку необходимо сотрудничество с взрослым. В течение недели традиционные занятия сочетаются с занятиями на компьютере. Новый материал сначала отрабатывается без использования компьютера, затем с использованием презентаций, содержащих аналогичный материал. Компьютерные презентации помогают оживить коррекционный процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Ситуация достижения цели, заложенная в игре («Доведи корабль до острова», «Помоги Маше построить домик», «Узнай, что спрятано на рисунке» и т.д.) дополнительно стимулирует ребенка к выполнению задания. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения 28 задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Часто на индивидуальных занятиях логопеда «выпадает» такой важный вид работы, как семантизация. Как показывает опыт, дети с общим недоразвитием речи в силу особенностей их познавательной активности нечасто спрашивают логопеда о значении повторяемых ими слов. Логопед же не всегда останавливается, чтобы пояснить значение слова. Бывает, что в предложении из 5-6 слов ребенку непонятна половина. Ясно, что в такой ситуации интерес к происходящему быстро теряется. При создании презентации логопед заранее подбирает необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе при правильном назывании детьми слова или предложения и пояснять их значения. Создавая презентации необходимо учитывать особенности зрительного восприятия и внимания детей с нарушениями речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное их использование помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение. 
При разработке презентаций следует придерживаться общедидактических и специальных принципов: 
• принцип научности – ребенок должен получать достоверные сведения об окружающем мире; • принцип доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен по семантике и слоговой структуре; 
• принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале. Занятия с использование компьютера проводятся регулярно, однако с частотой, не превышающей санитарных норм; 
• принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов, задания на семантизацию необходимо включать в каждую презентацию. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии; 
• принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей. Можно предусмотреть в алгоритме возможность выбора заданий, соответствующих уровню развития ребенка; 
• принцип системного подхода к обучению и воспитанию – у детей с системным недоразвитием речи отмечается несформированность всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематической и лексико- грамматической стороны речи, слоговой структуры слова, связной речи, недостатки познавательной деятельности, недостаточный уровень развития мышления, вербальной памяти, внимания. Презентации должны включать как упражнения на развитие устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи и развитие неречевых процессов.

Помимо коррекционно- развивающей, упражнения должны иметь и воспитательную направленность. Учитывая ведущую деятельность возраста, каждая презентация строится из нескольких игр, которые кроме основных целей способствуют развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Наблюдения, проводимые за детьми, показывают, что у 80% детей применение на занятии компьютера вызывают интерес, у многих детей отмечается положительная эмоциональная реакция во время занятий (смех, улыбки, восхищенные возгласы), отсутствующая при занятиях по традиционной методике, с занятий они уходят в приподнятом настроении. Интерес, который вызывает у ребенка новый вид предъявления заданий, способствует развитию у него познавательной мотивации, а игровая форма представления задания способствует развитию мотивации достижения успеха, из которых складывается в последующем учебная мотивация. 

Таким образом, не только компьютерные игры, но и другие компьютерные технологии, в частности компьютерные презентации, способствуют более эффективной коррекции, как первичных нарушений речи, так и устранению вторичных нарушений, проявляющихся в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, недостаточном развитии высших психических функций. Использование компьютерных презентаций, при условии соблюдения общедидактических и специальных принципов обучения при их разработке, вполне оправдано в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. 

1 комментарий:

  1. Статья опубликована в журнале "Педагогическая информатика"
    Вренева Е.П.КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА//Педагогическая информатика №3, 2010 с.22-30

    ОтветитьУдалить

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.