
Наиболее бурно речь развивается в период до 3 лет. Это так называемый сензитивный (наиболее благоприятный) возраст для овладения речью. К 2 годам словарный запас возрастает до 200 слов, появляются глаголы. Ребёнок показывает пять частей тела. Большинство здоровых детей к 2 годам начинают говорить первые предложения. Как правило, это совпадает по времени с освоением навыка уверенной ходьбы. Сначала появляются бессоюзные сложные предложения, после 2.6 лет ребенок пользуется союзами и, а, когда, тогда. Ближе к 3 годам в речи используются предлоги в, на, у, с. Появляются падежные окончания, которые пока не всегда правильно используются.
На третьем году ребенок может еще сокращать сложные слова, но в 3 года ошибки случаются в основном в малознакомых словах.
Звукопроизношение всё еще далеко от нормы. Многие дети до 3 лет неправильно произносят звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Р, Л. Может отсутствовать звук Ы.
В три года может оставаться неусвоенной категория рода. Ребенок пользуется личными местоимениями, образует множественное число существительных, пользуется уменьшительно-ласкательной формой существительных (огурчик, мячик). Понимает двух-трех ступенчатую инструкцию.
В этом возрасте велика способность детей к подражанию, а значит, ребенок может усваивать как правильные образцы речи, так и неверные. Именно поэтому с ребенком нельзя сюсюкать, подражать его лепетным словам, использовать «нянькин язык»: «Миша бах, Мише бо-бо», «Где би-би?». Ребенок должен слышать неторопливую, плавную, четкую речь. Не стоит излишне упрощать фразы, но и перегружать речь сложными для понимания словами тоже не надо. Фразы не должны быть слишком длинными.
Для своевременного развития звукопроизношения нужно не затягивать переход на твердую пищу, вовремя отучать от пустышки. Мышцы артикуляционного аппарата должны получать нагрузку, чтобы развиваться.
Не менее важно для полноценного формирования речи развивать слуховое восприятие. Учите ребенка прислушиваться к звукам, различать похожие звуки. К двум годам здоровый ребенок уже в состоянии различать слова, отличающиеся одним звуком: ворота – ворона. Потренируйтесь находить парные картинки по заданию взрослого: «Где кошка? Где ложка?».
Учите сдувать бумажные снежинки, дуть в соломинку.
В некоторой степени развитию речи способствует развитие крупной и мелкой моторики. Разучивайте с ребенком потешки и прибаутки. Это поможет развить ритмическое восприятие и моторику.
0 коммент.:
Отправить комментарий