Игры на развитие фонематического слуха, т.е. на умение определять слова с заданным звуком, играют большую роль не только в коррекции устной речи, но и в профилактике нарушений чтения и письма.

На первом этапе детей учат различать картинки, названия которых отличаются одним звуком, например, ворона - ворота.



Можно сделать лото с этими картинками.

Если такие задания не вызывают у ребенка трудностей, можно сразу переходить к следующему этапу.

На втором этапе детей учат находить заданный  звук в ряду других звуков, в слогах, в начале, в конце и в середине слова.

Помочь превратить эти упражнения в интересную игру можно с пособием "Любопытный червячок".
Из картона вырезается шаблон груши с отверстием для пальца ребенка ("червячка"). Каждый раз, когда взрослый произносит  любимый звук червячка, он высовывается в отверстие послушать. Отверстие надо делать немного больше пальца ребенка, чтобы он свободно его вытаскивал.

Когда ребенок научится уверенно  находить звук в словах, произносимых взрослым, можно предложить ему находить картинки с заданным звуком среди других.

Если у ребенка дифференцируемые звуки нарушены, ему может быть сложно находить картинки, в названии которых слышится требуемый звук. В этом случае взрослый сам называет картинки. 

Ниже приведены примеры игр на различение звуков [Р] и [Л]. По такому же принципу можно сделать игры и на другие звуки

Игра "Укрась ёлку". "Повесить" на ёлку только предметы, в названии которых слышится звук Л (или Р).






Игра "Грибочки" Ребенок должен собрать в одну корзинку картинки с мягким звуком (ЛЬ), а в другую - с твердым (Л)



Похожая игра на дифференциацию твердых и мягких звуков. Картинки может  нарисовать сам ребенок или заранее наклеить готовые.




0 коммент.:

Отправить комментарий

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.