Дизартрия - нарушение звукопроизношения, тембра, плавности речи и интонационной окраски вследствие нарушения иннервации мышц органов артикуляции. У детей-дизартриков речевая и мимическая мускулатура недостаточно подвижны, ребенку трудно удерживать нужную позу требуемое время, амплитуда движений недостаточная, быстро затухающая. Характерным признаком дизартрии является нечеткое, "смазанное" произнесение всех звуков, а не отдельных, как при других речевых нарушениях, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, хриплый; ритм дыхания нарушен, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами дизартрии могут быть вирусные инфекции, токсикозы во время беременности, затяжные или стремительные роды, родовые травмы, инфекционные заболевания, возникающие внутриутробно или в раннем возрасте.
Дизартрия может проявляться в различных формах и иметь разные степени выраженности: от легкой (стертой) до очень тяжелой (вплоть до полного отсутствия речи).
Дети с дизартрией с трудом пережевывают пищу, часто поперхиваются, не любят есть жесткую пищу (морковь, хлебные корочки, мясо). Немного пожевав, ребенок может держать пищу во рту, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки, давая протертую, мягкую пищу, лишь бы он поел. При этом они еще больше способствуют задержке развития артикуляционного аппарата у ребенка.
У таких детей нарушены тонкие движения пальцев рук, что приводит к трудностям с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков. С ними надо заниматься специальными упражнениями для развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастикой.
Из-за нарушений мелкой моторики ребенку плохо дается аппликация, рисование, письмо. Как правило, такие дети не любят эти виды деятельности.
Детям-дизартрикам трудно даются физические упражнения и танцы. Они неуклюжи, не могут четко, точно выполнить нужное движение, им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге (особенно левой). Часто они не могут попрыгать на месте на одной ноге.
Для преодоления этих нарушений необходима длительная и комплексная работа родителей, логопеда, врача-невропатолога и специалиста по лечебной физкультуре.
0 коммент.:
Отправить комментарий