Навык звукового анализа формируется у детей только в результате целенаправленного обучения. Без этого навыка овладение письменной речью невозможно. Начинать обучение можно с 4 лет, при условии достаточного речевого и интеллектуального развития. Для детей с I и II уровнем речевого развития звуковой анализ еще недоступен.
Предварительная работа.
Ребенок должен знать понятия "гласный звук", "согласный твердый", "согласный мягкий", а также что гласные звуки обозначают кружком красного цвета, согласные твердые - синим, согласные мягкие - зеленым цветом.
Ребенок должен знать понятия "начало", "конец", "середина", "первый, "второй", "последний". Эти понятия лучше сначала отрабатывать на наглядном материале: веревочке, цепочке из фишек, игрушек и т.п., иллюстрациях к сказкам "Репка", "Теремок" и др.
Условные обозначения.
Гласные звуки (А, О, У, Ы, Э) обозначаются красным цветом (кружком или квадратом)
Согласные твердые звуки - синим цветом.
Согласные мягкие звуки (на письме после этих согласных букв стоят буквы И, Е, Ё, Ю, Я, Ь) - зелёным цветом.
Важно научиться различать твердые и мягкие звуки, т.к. в русском языка признак твердости-мягкости меняет смысл слова (кон - конь, банка- банька, лук-люк)
Условные обозначения.
Гласные звуки (А, О, У, Ы, Э) обозначаются красным цветом (кружком или квадратом)
Согласные твердые звуки - синим цветом.
Согласные мягкие звуки (на письме после этих согласных букв стоят буквы И, Е, Ё, Ю, Я, Ь) - зелёным цветом.
Важно научиться различать твердые и мягкие звуки, т.к. в русском языка признак твердости-мягкости меняет смысл слова (кон - конь, банка- банька, лук-люк)
Последовательность анализа.
Взрослый медленно и четко произносит слог или слово, выделяя голосом первый звук: ММММАК. Ребенок называет первый звук, дает его характеристику (согласный, твердый, обозначается синим цветом) и выкладывает или рисует кружок соответствующего цвета.
Затем взрослый еще раз произносит слово, выделяя второй звук: МААААК. Ребенок совершает аналогичные действия. Также происходит выделение последующих звуков. В итоге должна получиться такая схема слова мак.
По мере совершенствования навыка необходимость в повторных проговариваниях и выделении звуков пропадает. Ребенок самостоятельно называет количество и последовательность звуков в слове после однократного называния.
Возможные проблемы.
Если ребенок не смог выделить звук, слово повторяют еще раз, пока не услышит, либо возвращаются на этап назад и отрабатывают на слогах. Часто вместо первого звука ребенок называет слог: МА или МУ. Надо вспомнить артикуляцию звуков, обратить внимание ребенка на изменение положения губ или языка: М - губы сомкнуты, А - рот приоткрыт. Значит мы произносим два разных звука, а не один.
Наиболее распространенной ошибкой в начальной школе является пропуск гласного в середине слова: МК вместо МАК. Это происходит потому, что артикуляция гласных звуков ощущается ребенком хуже, чем согласных. Можно поиграть в "Сломанный телевизор": взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки, а ребенок догадывается, какой звук хотели произнести. После этого надо поменяться ролями. Хорошим упражнением является называние только гласных звуков в словах, подбор карточек со схемами к картинкам (.О. - дом, .И. - кит, .И.А - лиса).
Для фонематического анализа следует давать только слова, которые пишутся так же, как слышатся (лиса, замок, кофта). Слова с безударными гласными, йотированными гласными (е,ё, ю, я), звонкими согласными в конце слова и в стечении согласных (дуб, будка) дошкольникам давать нельзя, т.к. возможно закрепление неправильного образа слова (йула, бутка, малако).
По этой причине не все имеющиеся в продаже пособия для обучения грамоте подходят детям с речевыми нарушениями.
Затем взрослый еще раз произносит слово, выделяя второй звук: МААААК. Ребенок совершает аналогичные действия. Также происходит выделение последующих звуков. В итоге должна получиться такая схема слова мак.
По мере совершенствования навыка необходимость в повторных проговариваниях и выделении звуков пропадает. Ребенок самостоятельно называет количество и последовательность звуков в слове после однократного называния.
Возможные проблемы.
Если ребенок не смог выделить звук, слово повторяют еще раз, пока не услышит, либо возвращаются на этап назад и отрабатывают на слогах. Часто вместо первого звука ребенок называет слог: МА или МУ. Надо вспомнить артикуляцию звуков, обратить внимание ребенка на изменение положения губ или языка: М - губы сомкнуты, А - рот приоткрыт. Значит мы произносим два разных звука, а не один.
Наиболее распространенной ошибкой в начальной школе является пропуск гласного в середине слова: МК вместо МАК. Это происходит потому, что артикуляция гласных звуков ощущается ребенком хуже, чем согласных. Можно поиграть в "Сломанный телевизор": взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки, а ребенок догадывается, какой звук хотели произнести. После этого надо поменяться ролями. Хорошим упражнением является называние только гласных звуков в словах, подбор карточек со схемами к картинкам (.О. - дом, .И. - кит, .И.А - лиса).
Для фонематического анализа следует давать только слова, которые пишутся так же, как слышатся (лиса, замок, кофта). Слова с безударными гласными, йотированными гласными (е,ё, ю, я), звонкими согласными в конце слова и в стечении согласных (дуб, будка) дошкольникам давать нельзя, т.к. возможно закрепление неправильного образа слова (йула, бутка, малако).
По этой причине не все имеющиеся в продаже пособия для обучения грамоте подходят детям с речевыми нарушениями.

0 коммент.:
Отправить комментарий