Возможности компьютерных технологий в образовании огромны и еще далеко не полностью используемы. В наибольшей степени это относится к дошкольному образованию. Особенности восприятия дошкольника, тем более с проблемами в развитии, требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы представления информации. Для этих целей как нельзя лучше подходит компьютер. 

Дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нем служит дополнительным стимулом к выполнению заданий, которые в других случаях могли бы вызывать негативизм. Внимание и интерес при этом удерживаются значительно дольше. Использование компьютера позволяет ребенку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задачи. Теперь не педагог решает правильно или нет действует ребенок, а он сам на мониторе видит результат своих действий. 

 Между тем, активно внедряясь в высшую и среднюю школу, информационные технологии пока обходили дошкольное образование. До недавнего времени в большинстве детских садов на 25-30 педагогов было в лучшем случае один - два персональных компьютера, часто морально устаревших, которые использовались только в качестве пишущей машинки. 

Доля коррекционных педагогов, уверенно владеющих компьютером вряд ли превышает 25%, а среди всех педагогов дошкольных учреждений этот процент еще ниже. Только в последние несколько лет компьютеры начали поступать в детские сады, появилась возможность во многих учреждениях оборудовать персональными компьютерами рабочие места специалистов, в том числе коррекционных педагогов. А рост количества неизбежно приводит к качественным изменениям. Среди прочего, возникает вопрос эффективного применения компьютера в работе коррекционного педагога. Первое, что представляется при словах «компьютерные технологии» – использование обучающих и развивающих компьютерных программ. Всем известно, как много всякого рода игр, пазлов, головоломок находится в «закромах» воспитателей и специалистов. Порою про часть из них педагог просто забывает, а часть запрятана так далеко, что и не всегда легко достать. 

Развивающие компьютерные программы, конечно, не могут полностью заменить все дидактические пособия, да и не должны, но значительно освободить стеллажи и полки в группах может всего несколько дисков качественных компьютерных игр. Это значит - освободить место для сюжетно-ролевых игр, дать ребенку свободу движения. К числу разработок, заслуживающих внимания, можно отнести пакет специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития "Мир за твоим окном", «Математика для тех, кому трудно» и др., созданный Институтом коррекционной педагогики, русифицированную ими программу «Видимая речь». Существуют и другие продукты, созданные различными институтами и центрами (Институтом новых технологий, психологическим центром «Адалин» и др.). Но число их невелико, а стоимость в большинстве случаев такова, что пока не проходится говорить об их массовом внедрении в систему дошкольного образования. Представленные же в широком доступе развивающие компьютерные игры для детей хотя и стоят на порядок меньше, выполнены не всегда методически грамотно. В первую очередь это касается программ по обучению грамоте. 

Среди большого их количества, представленного в магазинах, автору не удалось найти игру, которую можно полностью использовать для обучения грамоте в условиях логопедической группы. Однако, обучающие программы далеко не исчерпывают возможностей применения компьютерных ресурсов в работе педагога. Многим педагогам не хватает для работы предметных и сюжетных картинок, раздаточного материала. Бывает, что нужная для занятия картинка слишком мелкая или напечатана среди другого материала. Сканируя изображения и распечатывая их практически в любом формате, можно легко решить эту проблему. Еще один выход – демонстрация фотографий и слайд-фильмов. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и виртуальных путешествий («Прогулка в лес», «Идем в музей», «У бабушки на огороде», «Как зернышко стало булкой» и т.п.), сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Создание фильмов не требует больших затрат времени и углубленных знаний компьютера, доступно, при желании и наличии материальной базы, практически всем педагогам. Необходимые фото- и видеоматериалы можно найти в Интернете или собрать самостоятельно и с помощью родителей. При видимом изобилии дидактических игр и пособий на полках магазинов, коррекционному педагогу не всегда легко найти игру, которую он сможет применять в работе. Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы, уровень подготовки детей и структуру нарушения. В нашем детском саду в работе с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития уже несколько лет успешно применяются игры и пособия, созданные с использованием графического редактора Paint. Дидактические игры и лото для развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, упражнения, направленные на подготовку к обучению грамоте, на развитие высших психических функций, – все это легко сделать на компьютере. 

 Упражнения на коррекцию вторичных отклонение у детей с общим недоразвитием речи подбираются мною в соответствии с изучаемыми лексическими темами. Такой подход позволяет заниматься развитием ВПФ, межанализаторных связей, мелкой моторики системно, продвигаясь от простого к сложному, дополнительно развивая при этом лексико-грамматический строй речи. С помощью графического редактора на каждую лексическую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания (зашумленные изображения, «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»), памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления (аналогии, исключение, сериация и т.д.). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, мелкой моторики и графо-моторных навыков, привязанных к изучаемой теме. Найти в печатных изданиях такое количество подходящих заданий нереально. Информационные же технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала. При этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития. 
 Упражнение 1. Цели: развитие зрительного внимания, зрительно-двигательной координации, закрепление навыка употребления существительных единственного числа в предложном падеже с предлогом НА, активизация словарного запаса по теме «Деревья». 
Инструкция: Веди пальцем по дорожкам и скажи, что на чем растет.


Упражнение 2. Цели: развитие зрительного внимания, восприятия, активизация словарного запаса по теме «Посуда».

Инструкция: Какой осколок откололся от этой чашки?


Упражнение 3. 
Цели: развитие зрительного внимания, прослеживающей функции глаз, расширение представлений об окружающем, активизация словарного запаса по теме «Животные Севера». 
Инструкция: Помоги тюленю добраться до дома.
Упражнение 4. Цели: развитие зрительного восприятия, закрепление зрительного образа букв. Инструкция: Какие облака похожи на буквы? Назови их.



1 комментарий:

  1. Вренева, Е. П.
    Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ/ Е. П. Вренева // Коррекционная педагогика. - 2008. - N 4 (28). - С. 50-53 : Ил.

    ОтветитьУдалить

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.