Правильность артикуляции влияет на четкость и правильность произнесения звуков. У детей с ОНР, дизартрией даже при поставленных звуках в свободной речи  артикуляция "смазанная", вялая. При закреплении звуков необходимо следить, чтобы все органы артикуляции работали правильно. Занятия следует проводить обязательно перед зеркалом, т.к. дети плохо ощущают положение губ и языка и на этапе закрепления звука зрительный контроль за собственной артикуляцией и артикуляцией взрослого им необходим.

Звуки С, З

Губы в улыбке, видны нижние зубы. Кончик языка упирается в нижние резцы. По середине языка желобок. Воздушная струя холодная, идет посередине языка, не уходя в углы рта (можно проверить ваткой или рукой)
Артикуляция З аналогична артикуляции звука С, но еще добавляется голос.

Звук Л

Губы в улыбке, видны нижние зубы. Это непременное условие, иначе звук может переходить в подобие английского W. Если нижняя губа в момент произнесения поднимается можно придержать ее пальцем, но этот прием не всегда эффективен. Лучше растянуть и напрячь губы. Даже если после Л идет звук У или О, надо сначала произнести Л в улыбке, а только потом округлить губы.

Кончик языка зажат между зубами. Не надо высовывать язык слишком далеко. Надо лишь прихватить кончик языка, чтобы он не оттягивался вглубь рта. Держать язык нужно достаточно крепко, чтобы он не выскальзывал, но и не до болезненных ощущений. При недостаточной фиксации языка он будет уходить назад и звук не получится. Некоторые логопеды советуют не закусывать язык, а прижимать его  к альвеолам за верхними резцами. Этот прием годится для легких нарушений звукопроизношения. У детей с ОНР и дизартрией такой способ неэффективен. 

Звуки Ш, Ж

Губы округлены, язык в форме чашечки, кончик языка поднят вверх. Воздушная струя теплая, не уходит в бок. Малейшего смешения кончика языка вперед или назад достаточно, чтобы звук исказился.

Артикуляция Ж аналогична артикуляции звука Ш, но еще добавляется голос. При хорошо отработанном звуке Ш редко возникают проблемы с Ж.

Звуки Р, РЬ

Губы в улыбке, видны нижние зубы. Губы должны быть обязательно напряжены, иначе звуки будут нечеткие. 

Кончик языка поднят за верхние резцы и вибрирует. Язык должен быть обязательно в верхнем положении. Бывает, что удается получить  вибрацию, когда  кончик языка находится в среднем положении. Но такой звук звучит грубо и некрасиво. Поэтому следует отрабатывать непременно верхнюю вибрацию языка. 

Иногда вместо кончика языка вибрирует мягкое нёбо или маленький язычок. Звук при этом бывает похож на нормативный, но закреплять его нельзя. Если есть сомнения, лучше заглянуть ребенку в рот и посмотреть вибрирует ли кончик языка.

Артикуляция РЬ отличается более напряженным и чуть оттянутым назад кончиком языка.

Звук Щ

Артикуляция похожа на звук Ш, но кончик языка чуть больше подвинут вперед.

Звук Ч

Артикуляция звука состоит из двух фаз. Сначала ребенок произносить звук ТЬ, потом Щ. При быстром и слитном произнесении получается Ч.

Звук ЛЬ

 Губы улыбаются, кончик и передняя часть языка подняты и прижаты за верхними резцами.
Произнесение Ль более легкое, чем Л и этот звук реже бывает нарушен у детей. Ставится часто по подражанию.

Звук Й

Губы улыбаются. Кончик языка опущен за нижние зубы. Спинка языка прижимается к нёбу.

Звуки В, Ф, ВЬ, ФЬ

Губы улыбаются, нижняя губа слегка закусывается верхними зубами.





0 коммент.:

Отправить комментарий

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.