По различным оценкам, как в нашей стране, так и за рубежом распространенность нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии) среди учащихся начальных классов общеобразовательной школы составляет от 5 до 10%, т.е. практически в каждом классе можно встретить таких учеников.

И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.  

Среди основных причин, вызывающих дисграфию и дислексию, называют недоразвитие фонетико-фонематического и грамматического строя речи, трудности звуко-слогового синтеза и запоминания и различения букв, недостаточную сформированность зрительно-пространственных операций и неготовность руки к письму. 

Проявляются нарушения письменной речи в том, что  дети смешивают, пропускают или переставляют буквы и слоги как при письме, так и при чтении, делают ошибки, связанные как со слитным написанием нескольких слов (чаще предлогов), так и с раздельным написанием частей одного слова, зеркальном написании букв, написании лишних элементов в таких буквах, как Л, П, И или, наоборот, сокращении их в буквах М, Ш, Т и др. Дети могут путать буквы, отличающиеся каким-либо элементом (и-у) или направлением элемента (б-д). Иногда дети делают казалось бы необъяснимые замены (м-б).



Дисграфия и дислексия являются стойкими, труднопреодолимыми нарушениями, оказывающими негативное влияние не только на обучение в школе, но и на личность ребенка. Из-за проблем с письмом у ребенка формируется низкая самооценка, тревожность, которые могут перейти в активное нежелание учиться.

В группу риска по возникновении дисграфии попадают дети, имеющие нарушение устной речи, зрения, часто болеющие и ослабленные, некоторые левши.

Нарушение письменной речи диагностируются не раньше второго класса, до этого говорят лишь о несформированности навыка. Однако заниматься профилактикой нарушений письменной речи надо еще в дошкольном возрасте.

Исправлением и предупреждением нарушений письменной речи занимается логопед. При возникновении подозрений на проблемы с письмом и чтением, а также при наличии факторов риска следует обратиться к нему за консультацией.

Рекомендуемая литература:

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие . -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников . -- М.: Владос, 1997

0 коммент.:

Отправить комментарий

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.