Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) по данным исследователей имеет 10-15% детей. Это состояние считается пограничным между нормальным развитием и умственной отсталостью, но, в отличие от последней, ЗПР имеет обратимый характер, т.е. есть вероятность, что ребенок при адекватной коррекционной помощи в дальнейшем будет иметь нормальное развитие. 

 При ЗПР у ребенка страдают такие психические функции как внимание, восприятие, память, мышление, часто в той или иной степени нарушена речь. Дети с задержкой психического развития могут вполне успешно усваивать программу общеобразовательной школы при условии специальных коррекционных занятий, а также специальных условий обучения: ребенка ничего не должно отвлекать во время занятий, информацию лучше давать небольшими порциями, увеличить время на усвоение учебного материала. 

Подходы к преодолению задержки психического развития будут различными, в зависимости от причин, вызвавших нарушение. В настоящее время принято выделять 4 типа таких причин.

Задержка психического развития конституционального генеза (происхождения). Причина задержки в данном случае – наследственные особенности темпов созревания нервной системы. Развитие таких детей соответствует нормальному развитию детей более младшего возраста. При такой задержке особых коррекционных занятий не требуется. Со временем ребенок сам догонит в развитии своих сверстников. 

Задержка психического развития соматического генеза. Данное нарушение возникает у часто и длительно болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой системы и пр. При таких заболеваниях нарушено, в том числе, и нормальное снабжение головного мозга кислородом и питанием, что приводит к задержке его развития. Основным средством коррекции при таком типе ЗПР являются общеукрепляющие, оздоровительные процедуры, лечение хронических заболеваний. 

Задержка психического развития психогенного генеза. Причиной такого типа ЗПР является длительная психотравмирующая ситуация в семье, ближайшем окружении ребенка. Далеко не всегда это дети из неблагополучных семей. Рождение младшего брата или сестры, длительная разлука с одним из родителей или другим значимым для ребенка взрослым, слишком строгое или, наоборот, попустительское отношение к воспитанию ребенка могут стать таким фактором. У современных родителей часто не хватает времени или умения общаться и играть с ребенком. Они перепоручают его либо няне, либо телевизору или компьютеру. Это также не способствует нормальному развитию психики ребенка. В данном случае необходимо в первую очередь устранить или сгладить психотравмирующий фактор. 

Задержка психического развития церебро-органического генеза. Причиной, вызвавшей задержку психического развития, в данном случае является органическое поражение центральной нервной системы, как правило, в результате нарушения протекания беременности или родов либо травм и заболеваний в раннем возрасте. Такие дети в первый год жизни беспокойны, плохо спят, у них бывает «беспричинный» плач, они часто срыгивают, может отмечаться тремор (дрожание) рук, ног, подбородка, повышенный или пониженный тонус мышц. Такие дети часто состоят или состояли на диспансерном учете у невропатолога с диагнозами «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) или «минимальные мозговые дисфункции» (ММД). Данный вид ЗПР наиболее сложный и требует совместных усилий психоневролога, дефектолога, психолога и, как правило, логопеда. Хотя дефектолог или логопед способны увидеть задержку психического развития у ребенка, постановка этого диагноза в компетенции исключительно психиатра, и именно к нему надо обращаться в первую очередь за помощью.

Следует особо отметить, что диагноз «ЗПР» не может служить основанием для отказа в приеме ребенка в общеобразовательную школу или постановки на учет в психдиспансере. Поэтому родителям не следует бояться обращаться за консультацией к психиатру. Своевременно проведенная комплексная коррекционная работа врачей, педагогов и психологов позволит устранить или минимизировать имеющиеся нарушения. Чем раньше родитель обратится за помощью, тем больший эффект будет получен. В идеале коррекционная работа и лечение должны начинаться на первом году жизни. 

Рекомендуемая литература: 
1.  Мамина книга: Настол. кн. родителей и воспитателей / Елена Селезнева, 383,[3] с. ил. 21 см, М. Изд. дом "МСП" 1997 
2. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение , 1991.—64 с. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой Забрамная С.Д.
3. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе : Рабочая кн. родителей / С. Д. Забрамная . – [2. изд.] . – Москва : Педагогика-Пресс, 1993 . – 45, 3 с., 72 л. ил. : ил. - Перед вып. дан. авт.: София Давыдовна Забрамная . – Библиогр.: с. 47 . 
4. Чиркина Г.В. Русецкая М.Н. Визуальный тренажер. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. Изд. АРКТИ

0 коммент.:

Отправить комментарий

Интересное в блоге

При перепечатке активная ссылка обязательна. Технологии Blogger.